Уважаемый посетитель!

Форум создан при веб-сайте, посвящённом творческому и идейному наследию И.А. Ефремова и выражающем взгляды неформального сообщества "Нооген". Форум открытый, поэтому в нём участвуют не только представители «Ноогена».

Здесь Вы можете ознакомиться с правилами форума, с фотографиями с мест событий, а чуть ниже – с содержанием веб-сайта:


Главная
Эволюция и общество
Человеку
Книжная полка
Галереи
Видео/аудио
Посвящения И.А.Ефремову
Архив И.А.Ефремова



АвторСообщение
администратор




Пост N: 1576
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 11:20. Заголовок: Система воспитания в книгах И.Е.


Перенос отпочковавшейся темы отсюда: http://noogen.fastbb.ru/?1-14-0-00000011-000-0-0#002.001
Админ

---------------------------------------------

AlenkaS пишет:
 цитата:
Первый момент мне кажется неприемлемым из-за того, что из личного опыта знаю, что до определенного возраста детям нужен ДОМ, сильный и крепкий тыл. Люди - отец и мать (или те, кто их заменяет), в которых малыш видит и чувствует свою безоговорочную защиту.
Почему безоговорочную, почему не заменит в полной мере общественное воспитание отца и мать?
Потому что малыш, мир которого ограничивается сначала кроваткой, потом стенами дома и т.д., в своем познавании мира идет путем проб и ошибок. Этот путь неизбежно приводит к совершению плохих, с точки зрения общественной морали поступков. А как иначе узнать, не попробовав? И только "слепая" и безоговорочная любовь матери и отца способны понять истинные причины поведения малыша и, чувствуя кровным родством самые точные методы, которые подходят именно их малышу, способны, используя их, объяснить ему результат его поступков, направить малыша на созидание, а не на разрушение. Каким бы ни был хорошим воспитатель, он не может так чутко чувствовать природу ребенка и обеспечить ему безоговорочную защиту. Тут тонкий момент - не потакать, а найти (прочувствовав истинные причины) единственно правильный путь возвращения ребенка после ошибочных действий отрицательной пробы на путь созидания. Я говорю о дошкольном и младшем школьном возрасте. Получив хороший ДОМ в это время, дальше ребенок уже способен вопринимать любое общественное воспитание.
Другой вопрос - насколько семьи настоящего времени способны обеспечить ребенку такой ДОМ? Ясно, что таких семей не очень много, и тогда общественное воспитание будет лучше домашнего. Возможно из-за этого ИАЕ, сам воспитанный обществом, предполагал в будущем такое развитие событий.


Говоря о системе воспитания в далёком ефремовском будущем, нельзя забывать два момента:
1) Это будущее населено другими людьми, отличающимися от нас качественно, и Ефремов это специально оговаривал. Соответственно, ссылки на одно только знание из личного опыта для оценки ефремовских идей здесь, по меньшей мере, недостаточно.
2) Общество этого будущего практически полностью избавлено от отчуждения и является одной семьёй, что кардинально меняет отношения между всеми взрослыми и всеми детьми в этом обществе.
Оба момента делают проблематичным применение к миру Ефремова наших мерок в таком сложном и эмоционально сильном вопросе. Здесь можно только представить возможное становление такой системы воспитания, переходные ступени к ней, но не примеривать целиком её саму к современным реалиям.

Вот что говорил Ефремов о таком становлении в интервью:
 цитата:
Мне представляется абсолютно неизбежным расширение семьи. Расширение именно в том плане, о каком говорили классики марксизма. Как известно, они считали, что семья, эта экономическая ячейка, созданная в классовом обществе, будет тормозом при переходе к коммунизму, серьезной помехой на пути воспитания человека, который обладал бы нужными для коммунистического общества качествами. Так что будущее - за коллективным воспитанием, за воспитанием детей вне семьи, или, во всяком случае, на первой ступени, в расширенной семье (подчёркнуто мной. - А.К.). Кстати, нечто подобное уже существует на нашей планете. Достаточно вспомнить родовые обычаи Полинезии, где дети как бы принадлежат не только непосредственно отцу с матерью, но и дядям, тётям как по материнской, так и по отцовской линии. Они гостят то в одной семье, то в другой, свободно путешествуя по островам Полинезии, и везде для них готов стол и дом. Нам это кажется странным, но в подобной расширенной семье ребята вырастают не только здоровыми и крепкими, но и отлично воспитанными (разумеется, я говорю о воспитании на уровне полинезийского общества).
Согласен: вовсе не обязательно, чтобы именно дяди и тёти стали первой ступенью в коллективном воспитании. Главное, чтобы ребенок мог вырваться из узкого, ограниченного мирка своей семьи, чтобы он мог расти в товарищеском коллективе, чтобы имел возможность свободно перекочевывать из города в город, из квартиры в квартиру. Попробую расшифровать эту мысль.
Первостепенная задача общества будущего - выбить клин, который отделяет ребёнка в семье от внешнего мира, позволяя ему думать о себе как о какой-то несколько привилегированной единице, претендующей на особые права. Так часто воспитываются агрессивные натуры параноидального склада. Если же, наоборот, мы постоянно одергиваем дитятю, постоянно тычем ему в нос, что он делает все не то и не так, мы нередко воспитываем людей депрессивного склада, которые при малейших неудачах винят во всём сами себя и никого другого.
Сомнительно, чтобы человек вырос индивидуалистом, когда чуть ли не с первых дней своего существования в обществе он понял, осознал, что мамы и папы для него практически все женщины и мужчины, что абсолютно все соотечественники заботятся о нем (подчёркнуто мной. - А.К.). А дальше - совсем уже нетрудно перейти к широкому коммунистическому воспитанию в больших школах, в таких, о каких я мечтал в "Туманности Андромеды".


Яркий пример "расширенной семьи" - Китеж, о чём прекрасно рассказывала Маша Кривенкова.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]


администратор




Пост N: 2069
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.05.08 22:07. Заголовок: Не думаю, что все ос..


Не думаю, что все остальные люди будут ближе родных мамы-папы даже и в отдалённом будущем, однако то расширение рамок семьи, о котором писал Ефремов, необходимо и неизбежно. Но не думаю, что сколько-нибудь необходим полный отрыв от от семьи, как это в ТА.
Я думаю, что в существенной степени на таком радикализме Ефремова во многом сказывался его личный опыт, когда чужие люди для него делали больше, чем свои собственные родители, к тому же родители из семьи с достаточно патриархальными традициями, насколько можно понять. Случись ему вырасти в семье более интеллигентной, возможно он на всё это смотрел несколько по-иному. Вспомним рассказы, которыми нас пичкали в младших классах о детстве Ленина. И, насколько можно понять, подобное было в этом кругу нормой не только в семье Владимира Ильича. Думаю, воспитанным в такой семье просто невозможно понять отношение Ефремова к институту семьи, потому как многие элементы описываемых им отношений между людьми, которые должны только наступить, в этих семьях уже были нормой и думаю, они этот институт полагали как раз способствующим и полезным для становления личности.
С другой стороны нам, в обществе всеобщего отчуждения, в котором чрезвычайно сильны собственнические инстинкты на членов своей семьи, и в то же время сдругой идёт перманентная война на выживание, где любой «не наш» (а часто и «наш») — конкурент, действительно невозможно себе представить, когда бы всё общество и любая его часть была бы действительно одной семьёй. Собственно такую степень близости мы — всего лишь примерно — обозначаем за неимением лучшего словом «семья», не особо годного для данной ситуации. Это психологический барьер не меньший, чем, скажем, чувство ревности, одна из базовых установок матрицы нашей реальности и выйти из неё проблематично даже и для сравнительно развитого человека. Плюс биология. Хотя на самом деле сложно сказать, насколько «материнский инстинкт» социален, а насколько действительно безусловно определяется нашим билогическим устройством. Наверное, в ненамного большей степени, чем прочие рефлексы, в силу их привычности принимаемые за врождённые.
Но ломать ничего и насиловать никого не надо, это само образуется по мере улучшения жизни и возрастания уверенности в ней. Не помню, писал ли я ранее (тема уже поднималась на форуме), но возможный вариант я видел у нас же, при Союзе ещё. Тогда (не знаю, как в других городах), у нас для тех школьников, которые по каким-то причинам не смогли поехать в настоящий пионерлагерь, устраивали летние лагеря на базе школ. Дети там находились целый день, возвращаясь домой на вечер-ночь. В отечественных реалиях это, наверное, был суррогат — школа и так опостыливает за год, ещё и в жару летних каникул в ней сидеть. Но меня тогда поразило, что школа была буквально через дорогу от дома (в нём жила моя бабушка и у некоторых соседей в этой школе учились дети). Такой вариант, когда бы дети были и в таком заведении, и при том могли бы свобдно в любой момент пойти домой, я думаю был бы практически идеален для многих. Особенно если предположить, что предполагается ненасильственная неформальная педагогика, противоположности которой которой мы накушались в наших школах; к сожалению, наши школы — это почти всегда бросок ребёнка в ненадёжную и враждебную среду, дейстительно болезненый отрыв от дома, из которой хочется скорее бежать.
Тем более если предположить активное участие родителей в школьных делах, то острые углы практически стираются. Если ты знаешь, что ребёнка можно отпустить в любой конец света в любую поездку, если сгонять в соседний (и не очень) город в музей, на какой-нибудь сбор или там просто в гости на чай — норма, если в школе интересно и есть чем заняться — то какие проблемы? Когда не о чем беспокоится — беспокоится не о чем.
Кроме того, я полагаю, что со временем всё же осуществится деконцентрация городов и промышленности, появится много сравнительно небольших посёлков, школы при которых будут и компактее, и семейнее, в смысле стирания различий (или м.б. правильнее — отчуждения) между спецперсоналом и родителями. При такой системе, да «везде для них готов стол и дом», полагаю, проблема «МОЙ ребёнок в этом опасном мире» просто растворится.
Тут акцент, видимо, должен быть не на том, что детей забирают у родителей и сдают в казарму, а на том, что маленький человек с ранних лет органически вписан в окружающий мир и никакого отчуждения от родителей на самом деле нет. Если бы у меня была в детстве возможность, то я сам бы лазил чёрти где. Представим себе пацанов, начитавшихся Жюль Верна и отправившихся изучать географию его книжек на месте. Сели и поехали без лишних разговоров. Африка, Америка, Австралия — пожалуйте. Остров Линкольна, говорите, здесь стоял? Ну что же, поплыли искать.
М-да. В мои девять лет лет просто идея похода с ночёвкой на резиновой лодке по лиману был воспринята взрослыми однозначно как нереальная, и говорить тут не о чем. О том, что бы поплыть с нами и речи не возникло. Даже на уровне предположения. Да и то, что за интерес с родаками? Вот самим мир открывать…

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1580
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.08 10:13. Заголовок: +1..


Алекс, +1.
Здесь перекидывается мостик к коммунарской и крапивинской педагогике.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 218
Зарегистрирован: 30.09.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 08:00. Заголовок: Согласна со всем, чт..


Согласна со всем, что писал Алекс и он как раз расширил(расшифровал) более мою точку зрения.

И вот он тонкий момент моего не согласия с позицией Ефремова ,предполагающего в будущем общественное таки воспитание с ранних лет, который Алекс тоже расширил:

Alex Dragon пишет:

 цитата:
Не думаю, что все остальные люди будут ближе родных мамы-папы даже и в отдалённом будущем, однако то расширение рамок семьи, о котором писал Ефремов, необходимо и неизбежно. Но не думаю, что сколько-нибудь необходим полный отрыв от от семьи, как это в ТА.
Я думаю, что в существенной степени на таком радикализме Ефремова во многом сказывался его личный опыт, когда чужие люди для него делали больше, чем свои собственные родители, к тому же родители из семьи с достаточно патриархальными традициями, насколько можно понять.



A.K. пишет:

 цитата:
1) Это будущее населено другими людьми, отличающимися от нас качественно, и Ефремов это специально оговаривал. Соответственно, ссылки на одно только знание из личного опыта для оценки ефремовских идей здесь, по меньшей мере, недостаточно.
2) Общество этого будущего практически полностью избавлено от отчуждения и является одной семьёй, что кардинально меняет отношения между всеми взрослыми и всеми детьми в этом обществе.
Оба момента делают проблематичным применение к миру Ефремова наших мерок в таком сложном и эмоционально сильном вопросе. Здесь можно только представить возможное становление такой системы воспитания, переходные ступени к ней, но не примеривать целиком её саму к современным реалиям.



А вот с этим не могу согласится. Мои мерки отличаются от общепринятых и как раз очень близки к тому, что есть сейчас в Китеже. Ведь в Китеже не полностью общественное воспитание. А сообщество приемных семей. Я писала "отец и мать (или те, кто их заменяет)". СЕМЬИ , в которых формирование Мира в сознании детей происходит по новому. Не случайно в своей книге "Техника воспитания детей" Д.Морозов самые яркие и тонкие моменты педагогики нового приводит именно на примерах со своим собственным ребенком. Это не означает, что к приемным он относится как-то по другому. Как раз наоборот. К приемным, как к родным. Но вот тонкости воспитания, понимание друг друга на уровне третьей сигнальной системы формируются как раз лучше всего между кровными родственниками.
Хотела привести пример из книги Дмитрия , но много таки текста набирать. вот кратко изложу: Мама уехала. Дмитрий пытался укладывать Святослава спать и после получаса бесплодных попыток уговорить, шлепнул. Сын подчинился , но произнес фразы: "Я уйду в детский садик, а ты будешь скучать и плакать. Тебя, папа, мама не любит.Она меня любит.А ты будешь плакать" Т. е. мальчик вынужденный подчиниться силе отца, искал слабое место отца, чтобы нанести ему удар. И Дмитрий пишет : "Я ничего не ответил сыну.Пусть думает, что последнее слово осталось за ним...Он знал, что в нашей семье дорожат любовью.....Он чувствует, что больно для него самого, то больно и для папы.Он подчинился грубой силе, но не сдался на уровне сознания и продолжал бороться собственным способом."
Такого рода моменты возможны только в семье. Представьте воспитателя, который не может уделить достаточно внимания одному ребенку и укладывает спать всех. Как бы ни был хорош человек, но он таки человек, и случаи, когда не хватит терпения и выдержки будут скорее всего в любом обществе и в обществе будущего тоже , именно потому, что мы люди, а не роботы. Другое дело , что их будет очень мало на общем фоне правильных решений. Так и Дмитрий тоже не каждый раз укладывает сына с помощью шлепка. Так вот , смог бы воспитатель оставить выпады обидевшегося ребенка без ответа, если на них смотрит несколько пар других глаз? Я думаю, что нет. Потому что в этом случае другие глаза запомнять этот момент, как несправедливое требование воспитателя, и что на причиненную боль нужно всегда отвечать поиском слабого места причинившего и давить на это. Поэтому воспитателю нужно будет разьяснять ребенку, что он был не прав и необходимость его требования ложиться спать. Что уменьшает работу мысли самого ребенка и ограничивает его развитие рамками общепринятых норм поведения.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 219
Зарегистрирован: 30.09.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 08:32. Заголовок: И еще такой момент п..


И еще такой момент, почему мы все время считаем, что это долгожданное будущее будет когда -то в немыслимо далеком будущем, а сейчас все вокруг отчужденные и новые отношения возможны только в отделившихся общинах, а не в обычных семьях настоящего? Что система воспитания в твоей семье лично, Андрей, кардинально отличается от системы воспитания в Китеже? Или семьи Эдель и СатОка воспитывают детей отчужденно? судя по высказываниям Нины в ЖЖ и образу "шалой" Ники, которую мне довелось увидеть в реале :), то отношения в этих семьях очень даже соответствуют тому светлому будущему, к которому мы все стремимся.

Теперь хочу поделиться личным опытом и наблюдениями. Мой сын в старших классах иногда ночевал в квартире у друга. Мы не возражали, потому что там они часто засиживались допозна со своей дружной школьной компанией. И ночевали несколько детей из разных семей сами, без взрослых. Семья друга - уникальная и очень уважаемая мною. Родители жили в деревне под городом. А дети(брат и сестра) , начиная с подросткового возраста жили самостоятельно в квартире в городе. На выходные и каникулы они выезжали к родителям в деревню. Это не далеко. На велосипедах 30-40 минут пути. Такого доброго и любящего отношения к родителям, такой любви к своей Родине, которая для этих детей была широкой и доброй (река, прибрежный лес, луга деревни и двор, школа, друзья города) , что были и сейчас есть свойственны этим детям, я не видела еще ни у одного знакомого мне ребенка.
Мальчик - лучший друг моего сына. Он учится сейчас в Киеве. Когда сын мой приезжает, то они у нас встречаются. Я вижу этого молодого человека сейчас. У него очень твердая внутренняя позиция в жизни и уникальное для теперешней молодежи отношение к женщине, вполне таки ефремовское - почитание красоты, уважение(скорее даже трогательная и бережная любовь) к матери и одновременно высокое требование к душевным качествам спутницы , которую хотел бы видеть рядом с собой.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1591
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 10:32. Заголовок: Алёнка, я не говорил..


Алёнка, я не говорил "общепринятые мерки", я говорил "наши мерки". И твои, и мои, и китежские. Не надо предвосхищать будущее с позиции сегодняшнего дня (пусть даже прогрессивной позиции сегодняшнего дня).

Цитируешь Алекса (с которым я согласен):
 цитата:
Не думаю, что все остальные люди будут ближе родных мамы-папы.

Ведь никто и не говорит, что ближе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1592
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 14:46. Заголовок: И ещё, Алёнка: По-мо..


И ещё, Алёнка: По-моему, ты никак не откомментировала приведённый мной отрывок из интервью Ефремова, который недвусмысленно говорит о важности воспитания в "расширенных семьях", одним из примеров которых как раз и будет развивающая среда Китежа.

Задача - раскрыть замкнутый мирок узкой семьи, культивирующий в ребёнке эгоцентризм (что вовсе не означает разрыв эмоциональных связей между детьми и родителями, да и в ТА это не так). Средство - поместить ребёнка в развивающую среду, в которой кроме него и братьев-сестёр есть другие дети, наставники ("менторы") из старших детей, педагоги и родители.

В современном мире развивающая среда может существовать только в виде "расширенной семьи". Попытка же мысленно примерить педагогическую систему в ТА к современности неизбежно вызовет внутренний протест, т.к. в ТА качествено другое общество и другие люди с совершенно иной степенью расширенности сознания. Мы не способны впустить в себя весь мир как свою семью (и дело не только в социальных отношениях, но и в степени развитости и нас самих, и людей вокруг). В ТА же это реальность.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Пост N: 836
Зарегистрирован: 07.04.07
Откуда: Брянск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 17:15. Заголовок: AlenkaS пишет: И тол..


AlenkaS пишет:

 цитата:
И только "слепая" и безоговорочная любовь матери и отца способны понять истинные причины поведения малыша и, чувствуя кровным родством самые точные методы, которые подходят именно их малышу...
Получив хороший ДОМ в это время, дальше ребенок уже способен вопринимать любое общественное воспитание.


Я не совсем понимаю, к чему клонит Алена в своих рассуждениях - к продлению женского "декретного отпуска" в Мире Ефремова, или принуждению биологических отцов уделить хоть толику внимания отпрыскам?

Очевидно, что у нас с Аленой в этих вопросах налицо комплекс неполной семьи, если у меня - отцовской, то у нее - материнской, что по-разному травмирует детскую психику, но при самозабвенной компенсации "любовью одного родителя" приводит к новым проблемам - уже "черезмерности"...
У Ефремова же "расширяется" полная (в сегодняшнем понимании) семья, социально-психологические изменения которой исследуются в приведенной мною монографии:
 цитата:
Семья является институтом первичной социализации, где индивид постепенно усваивает социальные нормы и роли, обретает статусную позицию. Формируясь в семье, ребенок индифицирует себя как мальчика или девочку и начинает проявлять соответствующее поведение, затем он определяет себя как юношу или девушку, мужчину или женщину. Паттерны поведения и стереотипы полоролевого восприятия складываются под влиянием значимых взрослых соответствующего пола; так как в неполной отцовской семье отсутствует мать, паттерн женского полоролевого поведения формируется под влиянием прочих значимых взрослых людей, преимущественно родственников, старших друзей, учителей. Наряду с этим происходит процесс копирования с женской составляющей отца, которому приходится сочетать в своем поведении социальные роли как отца, так и матери. Одним из благоприятных факторов для неполной отцовской семьи является преобладание женщин в кадровом составе таких институтов социализации, как детские сады, школы, вузы. Так как это в некоторой степени облегчает формирование половых ролей и паттернов полоролевого поведения, хотя для неполной материнской семьи данный факт представляет собой серьезную проблему.

Семейная система никогда не пребывает в состоянии полного равновесия. Каждый член семьи также характеризуется определенным уровнем динамического равновесия. Семья в целом представляет собой сложную комбинацию. Результатом сочетания в семейной группе различных уровней динамического равновесия, характеризующих ее разных членов, является состояние гомеостатического баланса.

http://noogen.fastbb.ru/?1-8-0-00000011-000-0-0


От себя добавлю, что в неполной материнской семье, соответственно - "благоприятным фактором" будет "преобладание МУЖЧИН в кадровом составе институтов социализации" Иначе говоря, без позитивного мужского примера мать-одиночка не в состоянии по-ефремовски гармонично воспитать сыновей, даже если сама уверяет себя в обратном.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1597
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.05.08 21:21. Заголовок: Евгений А., не откло..


Евгений А., не отклоняемся ли мы от темы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 220
Зарегистрирован: 30.09.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.08 00:01. Заголовок: Ефремов пишет: Так ..


Ефремов пишет:

 цитата:
Так что будущее - за коллективным воспитанием, за воспитанием детей вне семьи, или, во всяком случае, на первой ступени, в расширенной семье



да, я не согласна с выделенным в ефремовском предположении будущего, а считаю , что расширенная семья это будет и первой и последней ступенью, именно для дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенку будет нужна семья, расширенная, не замкнутая на себя, но семья - мать и отец, которые как раз постепенно расширяют круг общения и обитания маленького человечка.

A.K. пишет:

 цитата:
Мы не способны впустить в себя весь мир как свою семью



Что лично для тебя, Андрей , означают эти слова? Объясни. Можно на примере.
Что значит впустить в себя весь мир? Знать все 6,5 млрд населения земли лично? или хорошо изучить экономическую географию планеты?

Евгений А. , с Вами, как всегда, сложно. Я даже не знаю какой мне вопрос Вам задать. Во первых, почему вдруг убеждение, что мои дети воспитывались в неполной семье? До какого возраста у Вас детство? В 17 лет мой сын начал самостоятельную жизнь, вне семьи, и из категории дети вышел. Дочь, надеюсь, сделает это в шестнадцать , буквально через несколько месяцев. Я не живу в одном городе с мужем только последние два года, потому что как и у ефремовских женщин мои жизненные планы уже давно не зависят от жизненных планов мужчины. Однако, мой муж заботится о детях в той мере, в какой он это может делать и это необходимо детям. Заботиться - не значит опекать и постоянно присутствовать рядом. У нас равные отношения с детьми, как с очень близкими и добрыми друзьями. Каждый живет своей самостоятельной жизнью, однако, каждый знает, что в трудные моменты он может расчитывать на помощь любого из членов семьи.

А в контексте различия моих взглядов на воспитание с ефремовскими полная или неполная семья особой роли не играет. Я писала - семья - отец и мать(или тот, кто их заменяет - а это может быть бабушка, дедушка, тетя, дядя, брат, сестра, приемные родители, кровным просто легче будет выполнить это предназначение , нежели не родственникам) , Ефремов же считает - "за коллективным воспитанием, за воспитанием детей вне семьи".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1599
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Моя Родина - Советский Союз, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.08 10:26. Заголовок: AlenkaS пишет: да, ..


AlenkaS пишет:
 цитата:
да, я не согласна с выделенным в ефремовском предположении будущего, а считаю , что расширенная семья это будет и первой и последней ступенью, именно для дошкольного и младшего школьного возраста. В этом возрасте ребенку будет нужна семья, расширенная, не замкнутая на себя, но семья - мать и отец, которые как раз постепенно расширяют круг общения и обитания маленького человечка.

Алёнка, я понял, что это твоё мнение. Вряд ли нужно об этом спорить, поскольку такой спор не будет нести никакого практического значения. И ты, и я согласны, что в эпоху, в которую мы живём, нужно воспитание в «расширенной семье», и этого достаточно.

Я только хочу обратить внимание, что можно находить причины для несогласия, а можно находить язык непротиворечивого совмещения картин мира, что возможно только при условии общего стремления в одном направлении (об этом прекрасно писал Сент-Экс). Несогласие с предположением Ефремова о будущем – хороший повод для рефлексии, в которой легче всего всё объяснить трудным детством автора, но интереснее поискать и другие, не столь тривиальные решения и попробовать, вместо того, чтобы спорить с ИЕ, достроить эту картину мира так, чтобы в ней нашлось место и твоей, но при этом она осталась ефремовской. Я пытаюсь делать именно так, и это увлекательно.

A.K.:
 цитата:
Мы не способны впустить в себя весь мир как свою семью


AlenkaS:
 цитата:
Что лично для тебя, Андрей , означают эти слова? Объясни. Можно на примере.
Что значит впустить в себя весь мир? Знать все 6,5 млрд населения земли лично? или хорошо изучить экономическую географию планеты?


Шутишь? :) Ну да, ведь семья – это экономическая ячейка общества, а если семья – весь мир, то без экономической географии не обойтись.
Возлюбить ближнего всем сердцем своим, если угодно. Воспринимать каждого человека – как близкого: знакомого – актуально близкого, незнакомого – потенциально. И это без нивелирования отношений с «ещё более близкими» – родителями, детьми, любимыми, друзьями в наиболее высоком смысле этого слова… Ведь спектр оттенков чувств у тех людей на порядки сложнее и дифференцированнее, чем у нас, и наш современный несовершенный язык (сколько оттенков смысла слова «Любовь» на Земле в ЭВР?) может только схематично очертить этот мир.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 222
Зарегистрирован: 30.09.07
Откуда: Украина, Киев
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.08 10:43. Заголовок: A.K. пишет: Шутишь?..


A.K. пишет:

 цитата:
Шутишь?



Да, конечно, , потому что не понимаю.
A.K. пишет:

 цитата:
Воспринимать каждого человека – как близкого



Сама вот не могу воспринимать каждого, как далекого, поэтому не понимаю. Мне нравится зажигать в людях искорки их душевных внутренних качеств. Они начинают светится, как звездочки.
Вот один маленький примерчик:
Бухгалтер , женщина пенсионного возраста, такая вот вся бабушка. Никто, и она сама в том числе, не думали, что она будет вести учет на компьютере. Долго, но все таки у меня получилось ее научить. И она с восторгом об этом всем рассказывает теперь. Где-то с месяц назад рассказываю ей про цикличность изменения климата на земле. Говорю, что периоды потепления и похолодания(ледниковые периоды) на земле чередуются где-то с дискретностью в 11 тыс лет. Так что не бойтесь всеобщего потепления, шучу. И знаете , что она ответила, примерно таки слова:
"Правильно ты говоришь. Смотри как я понимаю. Все на земле живет , рождается и умирает, обновляется. И земля же тоже не может быть без движения. Нужно ей самой обновляться, меняться, рождаться и умирать."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 2078
Зарегистрирован: 17.05.05
Откуда: Одесса
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.08 10:49. Заголовок: Как это не банально ..


Как это не банально звучит, все люди — биологические, т.е. «кровные» родственники. Конечно, спаси бог от иных «родственничков», но как факт — ни добавить, ни отнять. А если задуматься, что в основе всё живое имеет общих предков, то немного голова начинает кружиться от таких мастшабов.
Не стоит особо акцентировать «кровность», по большей части то что называется «кровным родством» — явление сугубо социальное, а не биологическое. История знает типы обществ, в которых родственные связи осознавались совсем по-другому. Наши далёкие предки времён первобытного и предклассового общества, да и во многом сохранивших их черты обществах позднейших времён, понятия не имели о традиционной триаде «папа, мама, я — вместе дружная семья». Скажем, отцовство вообще могло не считаться значимой связью, а всякие тёти и дядья значили в родственной иерархии существенно больше, чем непосредственные родители. Собственно, даже таких понятий, которыми мы обзначаем родственные связи, не было, поскольку вся наша семейная терминология буквально применима только к привычной нам структуре буржуазной, выросшей из патриархальной, семьи.
Так что представления о должном — по большй части закрепившиеся стереотипы, не имеющие никакой особой опоры в природе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 697
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.08 13:36. Заголовок: AlenkaS(Ефремов) пиш..


AlenkaS(Ефремов) пишет:
 цитата:

цитата: Так что будущее - за коллективным воспитанием, за воспитанием детей вне семьи, или, во всяком случае, на первой ступени, в расширенной семье


Об этом подробно были 2 доклада на Ефр. чтениях: в 2006г. Веры Григорьвой и мой в 2007.
А сейчас появилось одно замечание к теме острова Матерей.
Эрг Ноор, один из выдающихся людей Земли, родился на звездолете и до года воспитывался матерью - астрономом Межзвездной эксп., на посту управления, играя тяжеленными кубиками иридия. На острове Матерей, случись ему воспитываться матерью на Земле, он был бы, вероятно, потерян как выдающийся звездолетчик. Правда, и в Школе, возможно, тоже (это я о роли незапланированных обстоятельств). Остр. Матерей - интересная, конечно, идея в чисто литературном плане, но сомнительная по сути (несомненное достоинство - демократичное отношение к инакомыслящим). Вопрос стоит ребром, и компромиссы не катят. Для нас, конечно, вопрос такой не стоит.
A.K. пишет:

 цитата:
Это будущее населено другими людьми, отличающимися от нас качественно


Мне этот штамп перестал казаться безусловно верным. Вот астроном Пур Хисс (перестановка одной буквы и анаграмма: Пссих.ру:) - такой родной, узнаваемый, не проходной персонаж, даже в высоком совете Звездоплавания заседает (кого попало не пускали туда) и с группой товарищей на милашку Мвена Маса наезжает ("- Мы с группой товарищей-астрономов осуждаем Мвена Маса.").
Господи, групповщина! "... и примкнувший к ним Шипилов" - писали в 50-е в газетах.
В более далеком будущем и соврать во имя высокой цели могут. Мы, правда, и по пустякам врем, так будущее все же.
Это люди времен написания ТуА сильно уже от нынешних отличаются, время идет... А вот такой перл - в 4-м тысячелетии "Наши памятные сети - коридоры в километры длиной, составленные из миллиардов элементов-клеточек!" вызывали уважение читателей к могуществу комземлян тогда и снисходительную усмешку теперь, у нас характерный размер мегабайтов - миллиметры, у них километры. В миллион раз промашка уже сейчас, существенно, что ни говори о неважности технических деталей. Я, кстати, работал на машине - БЭСМ-4 - с памятью в 4096 штук (!) 45-разрядных ячеек на трансформаторах. На все про все.
Переслегин писал про "вычисленную" цивилизацию в ТуА. Невозможно это, нямс, вычислить.
А вот подвиги Геркулеса до поступления в ВУЗ - очень классная мысль. Не обязательно, конечно в реале устраивать "водоснабжение рудника в Западном Тибете и восстановить араукариевый лес на плоскогорье Нахэбта в Южной Америке" - долго и накладно очень, но показать реальные способности в какой-нибудь деловой игре интересно. Или реальное изобретение по заданию по методике типа ТРИЗ сделать за фиксированное время. Ну и реальные подвиги, типа спорта, конечно добавить. Очень впечатляет, "что в старину ... учеными было не большинство населения Земли, а лишь ничтожная по численности группа людей". Но ихнее меньшинство надо как-то гуманно перенаправить не на науку - наболее престижное (понимаю сомнительность тут этого слова, но все же) занятие. Состязательность - другой аспект конкуренции, не экономический, это важное для греков понятие никуда не делась в мире ТуА.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 28
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет